«Многообразие систем профсоюзного образования имеет свои преимущества, но также и недостатки. Преподаватели, разрабатывающие образовательные программы для профсоюзных активистов, часто ориентируются на региональные особенности. При этом они либо ограничиваются собственными представлениями о необходимых учебных кейсах, либо создают программы, основываясь на своих «узконаправленных» стратегиях. Но для достижения общей цели нам необходимо объединять усилия, обмениваться опытом и лучшими практиками».
Об этом говорила в своей выступлении на открытии Всероссийской научно-практическая конференции, проходившей 23-24 сентября и посвященной условиям реализации концепции профсоюзного образования председатель ФП НСО Лариса Цыбулевская.
Участники из разных регионов страны, включая профлидеров, представителей учебных центров собрались, чтобы честно и предметно обсудить, как превратить стратегические об образовании документы в реальные компетенции профлидеров.
— Пришло время говорить о профсоюзном обучении с научной точки зрения, – сказала, открывая конференцию, директор Сибирского института профсоюзного движения Татьяна Новикова.
Об «едином образовательном пространстве ФНПР, как основе идеологии профсоюзного членства» говорилось в выступлении заместителя председателя ФНПР Александра Шершукова.
Светлана Демидова, доцент кафедры профсоюзного движения, вице-президент Института профсоюзного движения г. Москва рассказала участникам конференции о том, что такое профессиограмма профсоюзного лидера.
Спикеры единодушно отмечали, что время бесконечных теоретических семинаров уходит в прошлое. Современный профактив ждет от обучения конкретики, практической пользы и гибких форматов.
Яркой иллюстрацией того, как обучение должно быть связано с практикой, стал пример из выступления заместителя директора СИПД по учебно-методической работе Евгении Рябовой. Она рассказала о случае, когда уполномоченный по охране труда, пройдя обучение, смогла доказать необходимость установления класса вредности для младших воспитателей коррекционной школы.
– Люди теперь получают доплату. Вы понимаете? Вот здесь человек уже понимает, что он не зря сходил на обучение, — подчеркнула Евгения Олеговна. Этот пример, пот ее словам, наглядно показывает, что эффективное образование напрямую влияет на авторитет профсоюза в глазах и членов, и работодателя.
Еще один ключевой вопрос, который поднимался неоднократно, — это мотивация к обучению. Почему профактив не всегда стремится на занятия? Ответ, по мнению участников, кроется в содержании. Когда обучение становится формальностью, мотивация исчезает.
Выход из ситуации участники конференции видят в комплексном подходе: внедрении смешанного обучения (онлайн и офлайн), создании цифровых платформ, разработке практических симуляторов переговорных процессов и внедрении системы наставничества.
Профсоюзное образование — это не затрата. Профсоюзное образование — это выгодные инвестиции. Инвестиции в человека, который стоит на защите прав и интересов трудящихся, говорилось в выступлениях докладчиков.
Конференция призвана стать важным шагом к консолидации усилий. И очевидно, что будущее профсоюзного образования — за гибкими, практико-ориентированными программами, которые не просто дают знания, а реально усиливают позиции профсоюзов на местах, помогая им быть настоящими экспертами в защите трудовых прав.
Подробнее в ближайшем номере газеты «Доверие»