|
09.06.2018
Письмо ФНПР Татьяне Голиковой
Уважаемая Татьяна Алексеевна! В настоящее время Правительство Российской Федерации активно обсуждает вопрос о повышении пенсионного возраста. Отдельные средства массовой информации представляют его, как уже решенный и требующий согласования только технических деталей по шагу увеличения пенсионного возраста для мужчин и женщин. Дискуссии на эту тему ведутся в научном и экспертном сообществе не один год, и до сих пор, не было приведено достаточных аргументов в пользу этого решения. Не находила и не находит эта идея поддержки и у широких слоёв населения. По мнению Федерации Независимых Профсоюзов сегодня в России не созданы необходимые условия, позволяющие ставить вопрос повышения пенсионного возраста. Одной из причин, по мнению экспертов, является состояние здоровья населения. Средняя продолжительность активной жизни, дающей возможность выполнять трудовые функции в старших возрастах у нас в стране ниже, чем у многих развитых стран. Особенно, это касается мужского населения, 43 процента которого не доживает до 65 лет. Это высокий показатель в сравнении с большинством стран, установивших высокий пенсионный возраст, где он составляет 11-15 процентов. Решению этой задачи мешают значительные проблемы, имеющиеся в области охраны здоровья практически всех слоев населения, доступности медицинской помощи и ее качества, а также в проведении диспансеризации и, главное, реализации ее результатов. В связи с тем, что повышение продолжительности жизни предполагается обеспечить в 2024 году, очевидно, инициирование вопроса изменения условий выхода на пенсию с 2019 года преждевременно. По-прежнему серьезной остается возможность развития конфликта поколений. Трудоустройство является проблемой для молодого поколения и лиц старшего возраста. Увеличение пенсионного возраста потребует создания большого количества новых рабочих мест. До настоящего времени существенно не изменена политика в области доходов работающих. Число людей, которых можно было бы отнести к так называемому «среднему классу» не растет. По прежнему высокий процент работающих «бедных». Такое положение не мотивирует людей думать о дальнейших перспективах, к которым, безусловно, относится пенсионное обеспечение и, соответственно, мешает его системному реформированию. Требует определенного переосмысливания нормативная база, в том числе по ряду законов, принятых в последние двадцать пять лет. Страной до настоящего времени не ратифицирована ни одна из конвенций, регулирующих сферу социальной защиты работающих. Многократно рассматривалась экспертным сообществом в стране и за рубежом практически готовая к ратификации Конвенция № 102 МОТ, которая в очередной раз снята с обсуждения правительственной стороной Российской Трехсторонней комиссии. При этом, ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы самим работающим, а проводимая в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищенности. Учитывая вышеизложенное, ФНПР считает нецелесообразным поддерживать дальнейшие инициативы в области реформирования системы социальной защиты до ратификации основополагающих Конвенций МОТ в этой области и определения согласованного уровня социальной защищенности наемных работников, в т.ч. в области обязательного социального страхования. Эта наша позиция, безусловно, распространяется и на идею объединения фондов в системе обязательного социального страхования. Это предложение периодически обсуждается в средствах массовой информации. Наличие больших объемов, не завершенных работ по переводу каждого из фондов на решение задач обязательного социального страхования, разные системы организационного построения и управления, перегруженность задачами из сферы социального обеспечения и т.д. при механическом объединении могут привести к серьезному сбою в их работе. ФНПР считает, что повышение пенсионного возраста и объединение социальных фондов не являются первоочередными задачами и не гарантируют декларируемого эффекта без решения вышеперечисленных проблем. Поспешность в их реализации может привести к ухудшению обеспечения наемных работников гарантиями и росту социальной напряженности. Основной задачей предлагаемых новаций реформаторы считают экономию госбюджетных ресурсов, а не улучшение деятельности системы и повышение на этой основе защищённости работающего населения и пенсионеров. Предлагаемые инициативы Правительства РФ вступают в противоречие с задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным в «майском» Указе № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого призвана качественно улучшить жизнь страны в ближайшей перспективе.
Председатель ФНПР М. В. Шмаков
|