Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
-->

20.07.2017

Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства

Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства

Публичное обсуждение правоприменительной практики Госинспекции труда в Новосибирской области за II квартал 2017 года прошло в Правительстве региона. Практика таких открытых мероприятий теперь будет постоянной и проходят они по всей стране. Встречу в Новосибирске вел заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаил Иванков.  С докладами выступали представители Государственной инспекции труда, Федерации профсоюзов Новосибирской области, регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», прокуратуры и специалисты предприятий и организаций региона. Состоялся обмен мнениями и опытом для дальнейшей оптимизации и совершенствования работы по правоприменительной практике и снижению рисков, обеспечению безопасности жизни и здоровья работающих на производстве.

Михаил Иванков отметил, что в работе надзорных органов произошла смена идеологии от модели санкций к модели соответствия. И здесь важно партнерское взаимодействие и единое понимание подходов всех заинтересованных сторон к защите основных ценностей – жизни и здоровью работников и соблюдению трудовых прав.

В своем докладе Андрей Чистяков, начальник правового управления Федерации профсоюзов Новосибирской области, рассказал о политике взаимодействия общественного и государственного контроля, озвучил профсоюзный взгляд на тенденции правоприменительной практики и  высказал предложения профсоюзов  по усовершенствования трудового законодательства:

- Актуальность  вопроса о соблюдении трудового законодательства обусловлена особой значимостью социально-трудовых отношений - от соблюдения трудового законодательства зависит уровень социальной напряженности в Новосибирской области, уровень благосостояния граждан, состояние экономики региона и многие другие вопросы.

Следовательно, за соблюдением трудового законодательства необходим координированный контроль и надзор со стороны всех уполномоченных органов. Такая система контроля в нашем регионе сегодня действует. В этой системе участвуют и профсоюзы, и органы прокуратуры, и Государственная инспекция труда, и органы государственной и муниципальной  власти, созданы комиссии и рабочие группы при Министерстве труда и  прокуратуры, при главном федеральном инспекторе.

За II квартал 2017 профсоюзными юристами самостоятельно (60) и совместно с органами государственного надзора и контроля в рамках заключенных соглашений о совместном взаимодействии (с Прокуратурой Новосибирской области и Государственной инспекцией труда в Новосибирской области) проверено комплексно по всем вопросам трудового законодательства свыше 100 предприятий и организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм.

По результатам проверок руководителям организаций предъявлено более 800 требований об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, 85% из которых исполнено, остальные находятся на контроле вплоть до полного их  устранения. Защищены права более чем тысячи работников.

Системному взаимодействию Федерации профсоюзов и Государственной инспекции труда способствует соглашение о взаимодействии. Партнерские отношения у нас сложились с начала 2000-х годов, а в последующем перешли в договорные. На основании  соглашения ежегодно заключаются графики совместных плано-комплексных проверок (не только заключаются, но и полностью исполняются, а итоги исполнения подводятся на заседаниях трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, на президиумах, освещаются в профсоюзной  газете «Доверие»). Следует отметить еще одну точку соприкосновения - участие  представителей Федерации профсоюзов принимают в работе конкурсных и аттестационных комиссий ГИТ в Новосибирской области.

Представители ГИТ в Новосибирской области регулярно принимают участие в проводимых Федерацией профсоюзов «Всемирных днях охраны труда».

Все это способствует оптимальному формированию политики взаимодействия и баланса интересов государственного и общественного контроля в сфере трудовых правоотношений,  создавая условия для формирования единства правоприменительной практики.

Говоря о правоприменительной практике следует заметить, что количество случаев нарушения трудового законодательства в ряде организаций увеличилось. Буквально в каждой проверенной организации есть нарушения трудового законодательства. Возросшее в последнее время количество предписаний  говорит о значительности и  серьезности таких нарушений, а снижающееся количество  отмен постановлений о привлечении к административной ответственности судами - о качестве работы инспекторов и реальном характере этих нарушений.

По итогам проверок  профсоюзами отмечаются  случаи несвоевременной выплаты заработной платы, отсутствие установленных сроков выплаты  в локальных нормативно-правовых актах, невыполнение коллективных договоров в части индексации заработной платы, неправильные учёт и оплата сверхурочной работы и даже невыполнения требований регионального соглашения о размере минимальной заработной платы на территории Новосибирской области. Мы отмечаем, что более 500 организаций не отказались, но и не установили субъектовый уровень минималки.

К сожалению, далеко не на всех предприятиях  производится индексация заработной платы согласно ст. 134 ТК РФ. Преимущественно при проверках устанавливается лишь факт наличия норм в локальных актах, например, в коллективном договоре. Но фактически повышение заработной платы не происходит, несмотря на то, что даже Конституционный Суд подтвердил в своем определении от 19.11.2015 N 2618-О факт того, что проведение индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги является законодательно установленной обязанностью всех работодателей, вне зависимости от формы собственности и вида управления.

Именно такой  подход должен являться общепринятой в Российском законодательстве мерой для обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы граждан в соответствии со ст. 130 ТК РФ.  В этой связи можно привести пример, корпорация IKEA, АО «Швабе-Приборы» и  других организаций, где при проверке было выявлено подобное нарушение, повлекшее за собой меру ответственности, предусмотренную ст. 5.31 КоАП РФ, когда номинально в коллективном договоре индексация прописана, а фактически не проводилась.

Несмотря на то, что большая часть организаций, подпадающая под совместный контроль профсоюзов и Государственной инспекции труда в Новосибирской области, являются бюджетными и находятся под постоянной опекой учредителей, нарушения трудового законодательства,  тем не менее, тоже выявляются.

Фактически заработная плата в бюджетных организациях выплачивается без задержек. Однако с учетом специфики учреждений и иных «объективных» причин, бывают нарушения сроков выплаты заработной платы в пределах  3-5 дней, но это не системное нарушение, а вот задержки отпускных и выплат при увольнении встречаются чаще,  что является нарушением статей 136, 140 ТК РФ. При этом работодатель, нарушая сроки выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, зачастую не начисляет компенсацию за задержку этих выплат, что не соответствует требованиям ст. 236 ТК РФ, где по новым правилам компенсация должна быть не менее 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ. Необходимо отметить, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Система профсоюзного контроля действует и на федеральном уровне. Федерация профсоюзов участвует в рабочей группе за соблюдением Указов президента РФ при Главном федеральном инспекторе. 

С июня 2016 по июнь 2017 правовым управлением Федерации профсоюзов Новосибирской области было проверено более 100 учреждений образования и здравоохранения города и области. Необходимо отметить, что властями создаются все условия для реализации указов, в результате чего целевые показатели дорожных карт выполняются в полном объеме. Порой это достигается за счет увеличения рабочего времени, а так же за счет различного рода оптимизации, попросту говоря сокращения рабочих мест. Особенно наглядно этот острый социальный процесс протекал в 2012-2014гг., однако и сейчас подобные случаи имеют место быть.

Федерация профсоюзов в активном взаимодействии с органами Прокуратуры и Государственной инспекции труда и координации действий со стороны Минтруда и структур аппарата Главного федерального инспектора в НСО отслеживает обстановку в трудовых коллективах самых проблемных предприятий города и области.

Были приняты меры реагирования, способствовавшие уменьшению задолженности по заработной плате. По нашим подсчетам в результате требований выдвинутых контролирующими органами за последнее время работникам была выплачена сумма, превышающая 400 млн. руб., из которых 203 млн. было взыскано инспекцией за 6 месяцев 2017 года.

Существует тенденция к увеличению темпов сокращения штатов и оптимизации во внебюджетной сфере. Такие сокращения проходят практически  без нарушений порядка и основания.

По данным, полученным в ходе проверок Федерацией профсоюзов в 2016-2017 гг., сокращения штата зафиксированы в:

ОАО Новосибирский завод железобетонных опор и свай 2016 – 15 работников,

АО СИБМОСТ 2017 – более 50 работников,

Новосибирский государственный университет – более 200 работников,

Сибирский государственный университет водного транспорта – более 40 работников,

АО СИБЭЛЕКРОТЕРМ - более 50 работников

АО СИБНЕФТЕГЕОФИЗИКА – более 600.

Процессы высвобождения рабочей силы зачастую сочетались с переводами работников за штат, т.е. на аутсорсинг. Таким образом работодатели оптимизируют вспомогательный, непрофильный персонал.  К сожалению, у нас нет никакой информации о том, как сейчас соблюдаются права работников частными агентствами занятости. Там нет профессиональных союзов, а персональные данные и коммерческая тайна не дают возможности нам её запросить. 

Картину оптимизации можно дополнить  официальными данными, согласно которым с начала года организации в Новосибирской области сократили порядка 4550 сотрудников, а статистика насчитала почти 13 тыс. безработных на июль 2017г.  Уровень официальной безработицы составляет 0,9 % от численности рабочей силы. Однако, по критериям Международной организации труда доля не занятых граждан в регионе держится на уровне порядка 8%. Следовательно,  еще есть проблема латентной безработицы и неформальной занятости. И нам необходимо не забывать, что за сухими данными статистики стоят личные трагедии людей потерявших доход и средства к существованию и далеко не факт, что скоро этими людьми  будет найдена новая хорошая работа.

Диаметрально противоположная ситуация наблюдается у работников бюджетной сферы. Для учреждений бюджетной сферы массовые сокращения не характерны, так как процедура оптимизации штата уже была проведена до введения новой отраслевой системы оплаты труда  (до 2009 года) и в первый год реализации указов президента.

Для снижения количества нарушений в трудовой сфере очень важны профилактические, превентивные меры. Федерация профсоюзов проводит такие мероприятия, в частности во исполнение пункта 6.1. регионального соглашения за последние два с половиной года в 21 районе области нами были проконсультированы и обучены более 1000 человек в рамках семинаров по социальному партнерству и трудовому законодательству.

Раннему выявлению нарушений и информированности о правах работников способствуют совместные выездные консультации Федерации профсоюзов  с Государственной инспекцией труда. Такие консультации в 2017году уже проведены в Сузунском, Ордынском, Карасукском, Чановском районах области. В июле планируется работа в Каргатском районе. На наших совместных консультациях побывало около 200 работников  предприятий области.

Важную функцию выполняет Государственная инспекция труда, направляя в министерство труда обращения об экспертизе оценки условий труда. Так только за последнее время из 18 обращений  16 были удовлетворены, т.е. специальная оценка была признана не соответствующей государственным требованиям. Это говорит о том, что нужно проводить контроль качества оценки, защищая тем самым здоровье работников, возвращая им гарантии и льготы.

Однако главной проблемой по-прежнему остается невыплата заработной платы. По информации Новосибирскстата задолженность в организациях Новосибирской области составила по состоянию на январь 2017 года – 96.198 тыс. руб. По нашим данным  эта сумма имеет тенденцию к увеличению и переходила уровень в 100 млн. рублей.

Почти 90 % долгов по зарплате пришлось на долю 5 новосибирских предприятий. Это строительные компании «МСУ-78», «Сибтрубопроводстрой», «Сибнефтегеофизика», «Завод ПСК», «ЛДСК»,  перманентно возникают долги и в других организациях.

Вызывает некоторое недоумение, почему за весь период наблюдения, начиная с 90-х годов во внебюджетной сфере,  всегда имеется просроченная задолженность, почему, несмотря на серьезные санкции, такая ситуация стала чуть ли не привычным явлением,  в то время как в бюджетной сфере удалось навести порядок и никакой задолженности нет.

Ответ мы, конечно же, понимаем. Снижение ликвидности, отсутствия оборотных средств, дорогие кредиты, отсутствие правовой культуры и ответственности у некоторых собственников порой приводят к тому, что у работодателей возникает соблазн кредитования за счет средств своих работников.

Необходимо отметить рост количества заключения срочных трудовых договоров как в соответствии с законом, так и без законных к тому оснований, Также существует тенденция к подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, а это провоцирует рост судебных споров. И очень хорошо, что сегодня у Государственной инспекции есть полномочия согласно ст. 19.1 ТК РФ по признанию и переквалификации таких договоров в трудовые.

Для предприятий малого и среднего бизнеса характерно отсутствие письменных форм трудовых договоров, что может обернуться  возвращением к так называемым серым схемам оплаты труда и уменьшению налогооблагаемой базы по НДФЛ.

Есть проблемы и с неформальной занятостью. Совместными усилиями межведомственной рабочей группы удается легализовать до 100 тыс. трудовых договоров в регионе в год. Людям возвращаются трудовые гарантии,  а бюджету - налоги.

С 1 июля 2016 г. в РФ начала действовать новая статья 195.3 Трудового кодекса РФ, которая определяет «Порядок применения профессиональных стандартов». В Новосибирской области почти все субъекты трудовых правоотношений изначально весьма скептично отнеслись к нововведениям. Но на практике работодатели, применяя профессиональные стандарты, вносят изменения в локальные акты, меняют должностные инструкции работников и штатное расписание, направляют сотрудников на обучение и повышение квалификации, т.е. стараются избегать нарушений. Таким образом, в этом плане ущемления интересов работников нами пока не наблюдается. Нам не известны случаи незаконных увольнений работников в связи с внедрением профессиональных стандартов. Однако есть опасения, что будет завтра, когда оценка квалификации может стать обязательной.

В Новосибирской области существует положительная тенденция к соблюдению уровня минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением. По состоянию на 1 мая 2017г. от соглашения официально оказались всего 164 работодателя, ранее данный показатель составлял  300, 600 и даже 900 отказников.

 Охват коллективными договорами работающих, занятых в крупных и средних организациях, составил 88,3%, а охват соглашением по минимальной заработной плате - 99,9%, что указывает на рост и развитие социально – партнерских отношений на локальном  и региональном уровнях. Хотя, наверное, 5632 коллективных договора – это не такая уж большая цифра, если учесть, что у нас порядка 120 тыс. работодателей.

Наблюдается   положительная тенденция к уменьшению количества нарушений трудового законодательства в тех организациях, где есть коллективный договор,  где есть первичная профсоюзная организация. Это объясняется тем, что работники, объединенные в профсоюзы, выполняют роль «активных наблюдателей» и контролеров,  осуществляя через свои органы в соответствии с федеральным законодательством функции регулятора социально-трудовых отношений на локальном уровне.

Путь переговоров между профсоюзами и работодателями – это самый быстрый и безболезненный путь устранения нарушений трудового законодательства, если присутствуют   принципы взаимоуважения сторон.  

Следует отметить еще одну проблему - увеличение разрыва в уровнях доходов руководителей предприятий и учреждений и наемных работников. Эта откровенно необъективная  дифференциация носит дискриминационный характер и зачастую переоценивает личный вклад руководителя в результаты труда всего коллектива, что приводит  к атмосфере недоверия. Ярким примером можно выделить баснословные бонусы и премии топ-менеджеров и руководителей по сравнению с доходами работников.  Пример ФГУП «Почта России» - где размеры дохода руководителя в 14 раз превысили объективно допустимую шкалу - был у всех на слуху, но есть и наши региональные пример. Считаем, что такую практику надо прекращать и отмечаем, что уже есть подвижки в этом направлении, но пока только в государственном и муниципальном секторе. Решению этой проблемы будет способствовать в том числе новая редакция ст.145 ТК РФ.

У профсоюзов есть предложения по усовершенствованию трудового законодательства. В первую очередь, необходимо индексацию заработной платы сделать для всех обязательной в соответствии с индексом роста потребительских цен. Установить механизм обязательного распространения социально-патрнерских соглашений регионального уровня на всех работодателей - сейчас он действует только в отношении соглашения о минимальной заработной плате. Также принять нормы, придающие обязательный, а не рекомендательный характер решений трехсторонних комиссий. Жестко привязать минимальный размер оплаты труда к прожиточному минимуму в регионах. Пересмотреть методику специальной оценки условий труда, поскольку сегодня она не учитывает воздействие целого ряда вредных и опасных производственных факторов имеющихся по определению на конкретных рабочих местах.

Анализируя соблюдение трудового законодательства работодателями Новосибирской области  можно отметить, что еще существует большое количество проблем и нарушений, для решения и устранения которых требуется слаженные действия всех заинтересованных сторон, - и профсоюзов, и государственных контрольных органов, и органов власти при активном содействии самих работодателей. В результате такого  взаимодействия должны образовываться качественно новые подходы к правоприменительной практике.


Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства Здоровье граждан и безопасные условия труда - приоритет государства



Возврат к списку